На главную Все материалы Алименты заплатит государство

Алименты заплатит государство

38
0

Нередки случаи, когда в рамках исполнительного производства о взыскании алиментных платежей место нахождения должника и его имущества невозможно установить, несмотря на проведение комплекса розыскных мероприятий. Зачастую неплательщики находятся в розыске долгое время, розыскные дела прекращаются в связи с выполнением всех исполнительно-розыскных мероприятий, а конечная цель — получение денежных средств на содержание несовершеннолетнего ребенка — не достигается. Однако такая ситуация хоть и сложная, но не безнадежная. Расскажем, как и какой правовой институт поможет найти выход из создавшегося положения.

Безвестно отсутствующий как умерший кормилец

Ситуация, когда должника по алиментам найти не удается, по нашему мнению, может быть преодолена. В этом случае для обеспечения прав несовершеннолетних на денежное содержание можно использовать институт признания гражданина (в том числе должника по исполнительному производству) безвестно отсутствующим.

Согласно ст. 42 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания. При этом последствия признания лица безвестно отсутствующим определяются соответствующим законодательством.

В целях обеспечения несовершеннолетнего ребенка необходимыми денежными средствами интерес представляют прежде всего положения законодательства о социальном обеспечении, которое связывает с указанным юридическим фактом возникновение права на установленные государством меры поддержки.

Ст.10 Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.

К указанным нетрудоспособным членам семьи в силу положений ст. ст. 2, 54, 80 Семейного кодекса Российской Федерации относятся, в частности, несовершеннолетние дети, которых родители обязаны содержать до достижения ими восемнадцатилетнего возраста.

При этом семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, то есть вступившим в законную силу судебным актом.

Пенсии по случаю потери кормильца

Для отдельных категорий граждан федеральным законодательством установлены и иные (кроме обозначенной) меры материальной поддержки в связи с признанием гражданина безвестно отсутствующим (например, ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и т.д.).

Законодательство о социальном обеспечении ряда субъектов Российской Федерации также определяет отдельные меры материальной поддержки.

Таким образом, признание должника, обязанного по исполнительному производству уплачивать алиментные платежи на содержание несовершеннолетнего ребенка, безвестно отсутствующим влечет за собой возникновение у указанного ребенка права на получение пенсии по потере кормильца, а также иных установленных федеральным и региональным законодательством выплат.

Правовое регулирование, как отметил Конституционный Суд РФ в Определении от 22.03.2011 N 299-О-О, направлено на обеспечение социальной защиты указанных лиц, гарантирует назначение им пенсии по случаю потери кормильца на тех же условиях и в тех же размерах, что и для членов семьи умершего кормильца.

При этом безвестное отсутствие кормильца, удостоверенное в предусмотренном гражданским законодательством порядке, обусловливает создание юридического механизма, обеспечивающего определенность правового положения иждивенцев такого лица.

Подтверждение юридического факта — факта безвестного отсутствия должника — обеспечивает действительное восстановление права ребенка на получение денежного содержания (хотя и из иных источников).

Процедура признания гражданина безвестно отсутствующим

Процедура признания гражданина безвестно отсутствующим осуществляется судом. Рассматриваются гражданские дела данной категории районными судами в порядке особого производства в соответствии с главой 30 ГПК РФ.

Анализ судебных актов, вынесенных по результатам разбирательства дел указанной категории, показывает, что предмет доказывания по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим охватывает определение судом следующих обстоятельств:

— установление места жительства должника;

— отсутствие его в этом месте жительства и сведений о его месте пребывания в течение года;

— принятие заявителем мер по его розыску;

— невозможность установления места нахождения данного гражданина;

— наличие правовой заинтересованности лица, подающего заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим, и наличие материально-правовых отношений между заявителем и гражданином, в отношении которого ставится вопрос о признании его безвестно отсутствующим;

— наличие обстоятельств, дающих основание полагать, что лицо может умышленно скрываться.

Таким образом, основными данными, определяющими исход судебного разбирательства, являются результаты проведенных в отношении лица, признаваемого безвестно отсутствующим, разыскных мероприятий, в ходе которых, собственно, и устанавливаются все обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу.

Согласно ч.16 ст.65 ФЗ «Об исполнительном производстве» если после проведения исполнительно-разыскных действий по розыску должника по исполнительному документу, содержащему требование о взыскании алиментов, в течение одного года со дня получения последних сведений о должнике не установлено его место нахождения, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, информирует взыскателя о результатах проведенных исполнительно-разыскных действий и разъясняет взыскателю его право обратиться в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим .

Как следует из положений ст. 42 ГК РФ, с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим может обратиться заинтересованное лицо. Под указанным заинтересованным лицом так же понимается взыскатель по исполнительному производству, для которого и наступят правовые последствия в виде права на получение мер государственной поддержки в связи с признанием должника безвестно отсутствующим. Так же согласно положениям ст. ст. 45, 46 ГПК Российской Федерации с указанным заявлением в защиту прав несовершеннолетнего ребенка может обратиться прокурор, а также орган опеки и попечительства.

Защитит ли права ребенка пристав-исполнитель?

Несмотря на то что одной из непосредственных задач, выполняемых судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства, в том числе о взыскании алиментных платежей, является защита нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан (ст. 2 Закона N 229-ФЗ), указанному должностному лицу право на обращение в суд с подобным заявлением не предоставлено. В случае обращения судебного пристава-исполнителя с указанным заявлением в рамках исполнительного производства судами выносятся определения об отказе в принятии искового заявления на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ в связи с тем, что предъявлять заявление в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица представителям государственных органов право не предоставлено.

Вместе с тем именно судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства совершает все действия, направленные на установление места нахождения должника, обладает всем объемом информации об указанном лице и, как никто другой, может дать полную и объективную картину обстоятельств, подтверждающих факт безвестного отсутствия должника.

Поэтому предоставление судебному приставу-исполнителю права на обращение в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим в целях обеспечения защиты прав несовершеннолетнего ребенка на получение материального содержания полностью соответствует задачам исполнительного производства, закрепленным в ст. 2 Закона N 229-ФЗ.

Кроме того, возложение на взыскателя — частное физическое лицо — обязанности доказывания факта безвестного отсутствия должника в суде выглядит не совсем обоснованно еще и по следующим причинам.

Как уже было указано, основным доказательством, учитываемым судом при установлении факта безвестного отсутствия должника, является результат, в том числе полнота, проведенных разыскных мероприятий. Функции розыска лиц относятся к компетенции публичных органов государственной власти — ФССП России и МВД России. В рамках реализации данных полномочий по розыску лиц указанные органы самостоятельно определяют методику и тактику проведения тех или иных разыскных мероприятий, их объем с точки зрения достаточности для достижения конечного результата — установления места пребывания разыскиваемого лица.

То есть взыскатель не имеет права давать указанным органам обязательных для исполнения указаний о совершении тех или иных разыскных действий, определять ход указанных мероприятий либо самостоятельно совершать исполнительно-разыскные или оперативно-разыскные действия. Однако в суде при предъявлении факта безвестного отсутствия должника он обязан доказать именно полноту совершения указанных разыскных действий (которые он не совершал, не мог в силу закона совершать и не мог влиять на их исход и результаты).

Фактически частное лицо перед одним государственным органом — судом обязано доказать полноту действий, совершенных другим государственным органом, — ФССП России или МВД России.

Возложение данной функции на указанные органы публичной власти позволило бы исключить ситуацию, когда частное лицо в вопросах доказывания ставилось бы в зависимость от результатов деятельности, влиять на которую оно не имеет возможности.

Таким образом, несмотря на все имеющиеся проблемы, связанные с правовым регулированием института признания гражданина безвестно отсутствующим, уже в настоящее время имеется возможность получения средств на содержание ребенка даже в том случае, если должник по исполнительному производству о взыскании алиментных обязательств отсутствует.

Вместе с тем если институт признания гражданина безвестно отсутствующим существовал бы в более завершенном виде, то это способствовало бы наделению судебного пристава-исполнителя правом, (но не обязанностью, иначе появится новая графа в отчетности) по обращению в суд с заявлением о признании должника по исполнительному производству, место нахождения которого не установлено, безвестно отсутствующим. Кроме того, появилась бы возможность признавать результаты исполнительного розыска, осуществляемого в рамках ст. 65 Закона N 229-ФЗ, достаточными для установления обстоятельства безвестного отсутствия должника.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Введите текст комментария
Введите ваше имя