На главную Все материалы Самолеты, птицы и свалки

Самолеты, птицы и свалки

16
0

Авиакомпании давно жалуются на стаи птиц в аэропортах
В России самолеты сталкиваются с ними намного чаще, чем в Европе и США

Человеческих жертв удалось избежать благодаря мастерству пилотов – они приняли верное решение буквально за минуту

15 августа самолет Airbus 321 «Уральских авиалиний», вылетевший из аэропорта «Жуковский» в 06.05 рейсом Москва – Симферополь, совершил экстренную посадку. При взлете он столкнулся со стаей чаек, в результате чего оба двигателя вышли из строя. Командир корабля Дамир Юсупов и второй пилот Георгий Мурзин посадили лайнер с убранными шасси в кукурузное поле в 1 км от аэропорта. Никто из 226 пассажиров и семи членов экипажа не погиб.

«Если был отказ обоих двигателей, то пилоты – настоящие герои. У них была в лучшем случае минута, чтобы точно определить текущее состояние приборов по памяти и найти наименее опасное решение, – восхищен летный директор российской авиакомпании. – В малой авиации, например на Ан-2, специально тренируют визуально подбирать площадку для посадки при отказе двигателя. Но здесь мы говорим о большом самолете».

«На волосок от катастрофы. Люди спаслись чудом», – категоричен топ-менеджер другой авиакомпании. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что пилотов представят к государственным наградам.

Генпрокуратура не защитила
Это было самое серьезное за 12 лет авиапроисшествие в России, вызванное столкновением с птицами. В июле 2007 г. грузовой турбовинтовой Ан-12 авиакомпании «Атран» при вылете из «Домодедово» также столкнулся с птицами, у него заглохли два двигателя на одном крыле, при двух работающих двигателях на другом он дал крен, врезался в деревья и разбился. Все семь членов экипажа погибли.

«Столкновения с птицами в России, или birdstrike, происходят как минимум в 10 раз чаще, чем в Европе, хотя там экология лучше и птиц больше – об этом говорит статистика российских авиакомпаний», – отмечает гендиректор Utair Андрей Мартиросов. С ним согласен сотрудник другой крупной авиакомпании. Сотрудник одного из крупнейших в России авиаперевозчиков сказал, что самолеты его авиакомпании сталкиваются с птицами чуть ли не ежедневно.

По данным Росавиации, в России в 2017 г. на каждые 100 000 взлетов и посадок случалось 3,7 столкновения с птицами, в США – всего 1,5. Авиакомпании давно просят власти навести порядок в этом вопросе. Так, лоукостер «Победа» еще в июле 2018 г. обращал внимание Генпрокуратуры на эту проблему.

«Орнитологическое обеспечение в аэропортах России крайне неэффективно, что создает серьезную угрозу безопасности полетов», – говорится в письме заместителя гендиректора «Победы» Бориса Зуева начальнику управления Генпрокуратуры по надзору на транспорте Игорю Бабаеву.

Причина – в плохом учете столкновений и анализе рисков, слабой работе аэропортов по установлению зон, где нельзя размещать ведущие к скоплению птиц объекты, в устаревших методах отпугивания птиц, сказано в письме. Минтрансу следовало бы поменять законодательство: установить четкие методы орнитологической защиты и ввести ответственность аэропортов за столкновения с птицами, писал Зуев.

Ответ Генпрокуратуры был лаконичным: дополнительные меры по орнитологическому обеспечению нужны, Минтрансу об этом направлено письмо, также министерство запланировало научно-исследовательскую работу для разработки методов и подходов орнитологического обеспечения. А меры прокурорского реагирования не нужны.

«Ничего не изменилось, напротив, динамика неутешительна: если в 2018 г. самолеты «Победы» 51 раз столкнулись с птицами, то уже за восемь месяцев 2019 г. – 72 раза. Столкновения в европейских аэропортах единичны, в российских их десятки», – сетует представитель «Победы».

В 2018 г. количество столкновений с птицами в России оставалось рекордно высоким и росло в 2019 г., свидетельствуют данные Росавиации. Представители Генпрокуратуры и Минтранса на запросы «Ведомостей» не ответили.

Взлет затруднен
Руководитель Росавиации Александр Нерадько в 2018 г. в письме своим региональным подчиненным назвал аэропорты, где на 100 000 взлетов/посадок чаще всего происходят столкновения с птицами. Наихудшей в 2017 г. была статистика аэропорта Абакана, в десятке худших также шесть южных гаваней, замыкало десятку «Шереметьево», «Домодедово» и «Внуково» были на 15-м и 16-м местах.

«Ситуация в московских аэропортах лучше, а многие региональные ведут эту работу для галочки. Поставили столько-то чучел, отпугивателей, выполнили требования. А они уже не срабатывают, так как птицы привыкли. Методы отпугивания постоянно совершенствуются», – говорит Мартиросов. Отпугивание птиц – это комплексная системная работа, по сути, подотрасль науки орнитологии. Просто разогнать птиц с аэродрома недостаточно. Надо исключить условия для их скопления на всей приаэродромной территории, т. е. в радиусе 30 км от аэродрома. А это зависит от рельефа местности, вида насаждений, наличия свалок и проч., добавляет Мартиросов.

«Смена метода отпугивания обязательна, «Внуково» это правило соблюдает – непрерывное или слишком частое применение одного метода снижает его эффективность из-за привыкания [птиц]», – говорит представитель «Внуково».

Важный фактор риска – свалки, на которые сами аэропорты повлиять не могут. Но при этом аэропорты отвечают за орнитологическое обеспечение полетов. Поэтому они обязаны через правоохранительные органы добиваться закрытия свалок, говорит топ-менеджер российской авиакомпании. А так как незаконные свалки существуют благодаря коррупции и попустительству чиновников или силовиков, это сложно сделать, признает он.

Гендиректор «Шереметьево» Михаил Василенко рассказывал «Ведомостям», как он много лет добивался закрытия свалки рядом с аэропортом. Рядом с «Жуковским» есть свалка, она и привела к появлению чаек, говорит сотрудник крупной авиакомпании.

Предположение о том, что причиной стали окрестные свалки, ошибочно, парирует зампред правительства Московской области Дмитрий Куракин. «Ближайший к «Жуковскому» полигон – «Сафоново» – расположен в 14 км. Но полигон закрыт в 2012 г., отходы туда не завозятся много лет, кормовой базы для птиц нет. Полигон укрыт грунтами и безопасен», – уверяет чиновник.

В пределах 2 км от «Жуковского» есть несанкционированная свалка, сообщил вечером 15 августа Росприроднадзор.

«По авиационным правилам нельзя размещать объекты выбросов и размещения отходов, животноводческие фермы, скотобойни и т. п. ближе чем в 30 км от аэродрома в полосах воздушных подходов и ближе 15 км вне полос», – напоминает научный руководитель АНО «Равноправие» Наталья Соколова. Но по факту в 15-километровой зоне от московских аэропортов и военных аэродромов Московской области размещают отходы, зачастую на несанкционированных свалках, добавляет она.

Путин присвоил звания Героев России пилотам аварийно севшего А321

Президент Владимир Путин присвоил звания Героев России лётчикам, посадившим самолёт Airbus А321 на кукурузное поле в Московской области. Во время совещания с членами Совета безопасности России глава государства рассказал, что подписал указ о награждении экипажа самолёта, передаёт РИА Новости.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Введите текст комментария
Введите ваше имя