На главную Все материалы МФО выбирают финансово безграмотных

МФО выбирают финансово безграмотных

2
0

мфоПравила игры
Микрофинансовые организации (МФО) плотно вошли в жизнь российских граждан и успели приобрести вес на финансовой арене. Недавно обеспокоенность ростом бизнеса МФО высказывали представители ЦБ. Хотя, по их оценкам, объем этого рынка пока не слишком велик — около 40 млрд руб.,— в ЦБ обеспокоены наметившимся смещением спроса из сегмента потребкредитования в область микрофинансирования. Поспособствовал развитию событий сам ЦБ, закрутивший в этом году гайки для банков, работающих с рискованными кредитами. Кстати, именно переток банковских клиентов в МФО предсказывали банкиры накануне введения ужесточений ЦБ в сегменте потребкредитования.

Впрочем, если присмотреться, особой конкуренции у банков и МФО нет, даже несмотря на стремительный рост числа последних. С начала текущего года в реестре при ФСФР зарегистрированы почти 800 новых МФО, а их общее число превысило 3,3 тыс. Однако, в отличие от банков, МФО предпочитают работать не в столицах. Из всех МФО в реестре только 15% (500 компаний) зарегистрированы в Москве и области. В то же время на банковском рынке ситуация обратная: на Московский регион приходится около 90% кредитных организаций.

При этом для развития бизнеса МФО стремятся выбирать отнюдь не самые благополучные регионы. «Мы видим тенденцию взрывоопасного роста числа МФО при их проникновении в регионы, причем в депрессивные регионы,— говорит глава Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.— Для развития МФО выбирают райцентры, где у людей низкий уровень дохода и еще более низкий уровень финансовой грамотности».

Такое подход вполне объясним: в небольших городах нет высокой конкуренции за заемщиков. Банки, специализирующиеся на потребкредитовании, которые сравнительно лояльно относятся к малообеспеченным заемщикам, как правило, там не работают, а крупные федеральные банки, например Сбербанк, имеющий почти 20 тыс. отделений, весьма щепетильно подходит к отбору клиентов. В то же время потребность в доступе к кредитным ресурсам есть не только у жителей крупных городов, но и у малообеспеченных россиян из глубинки, а вот возможности такой нет. «У них нет альтернативы и понимания, на что они подписываются, беря займы у МФО,— продолжает господин Янин.— В итоге многие из них не могут расплатиться с МФО и по нескольку раз пролонгируют кредит под ростовщические проценты (ставки по займам до зарплаты доходят до 730% годовых.— «Ъ»). Самое удивительное, что жалоб от клиентов МФО мы почти не получаем». Получается замкнутый круг: граждане из глубинки готовы безропотно платить за доступ к кредитам высокие проценты, однако банки этими клиентами не интересуются, «считая, что овчинка выделки не стоит».
Источник- Коммерсант

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Введите текст комментария
Введите ваше имя