На главную Все материалы Жалобы россиян на банки увеличились в 3 раза

Жалобы россиян на банки увеличились в 3 раза

19
0

Число жалоб заемщиков на банки в первом полугодии выросло втрое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщил Роспотребнадзор. В связи с этим ведомство увеличило число проверок банков — с 252 до 460. Участники рынка никакого всплеска жалоб не отмечают, зато напоминают, что вопрос о слишком частых проверках банков уже вышел на уровень Генпрокуратуры.

В первой половине 2010 года число жалоб заемщиков на банки выросло в 3,5 раза, сообщил вчера «РИА Новости» глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. «Это побудило службу провести проверки, и в первом полугодии было проведено 460 проверок, в то время как за первое полугодие 2009 года — 252»,— добавил он. Содержание жалоб господин Онищенко не уточнил.

По словам банкиров, никакого особенного роста числа жалоб в последнее время не наблюдалось. «В нашем банке мы не почувствовали увеличения числа жалоб,— говорит зампред «Ренессанс Кредита» Олег Скворцов.— Волна жалоб была особенно сильная в кризис». С ним согласен и зампред ХКФ-банка Владимир Гасяк. Он уточняет, что объективных предпосылок для более чем трехкратного роста жалоб заемщиков на банки в Роспотребнадзор нет: «Ростом розничного кредитования со второго квартала это объясняться не может, поскольку он составил всего несколько процентов. Роста нарушений со стороны банков тоже не наблюдается. Напротив, после знаковых решений Высшего арбитражного суда о незаконности комиссий за открытие и ведение ссудного счета и договорной подсудности банки, наоборот, стали выводить такие условия из кредитных договоров». «Мы не наблюдаем роста жалоб со стороны клиентов в сфере потребительского кредитования, которую обычно и проверяет Роспотребнадзор, на условия кредитов, ущемляющих права заемщиков как потребителей банковских услуг»,— говорит начальник отдела по возврату просроченной задолженности Райффайзенбанка Владислав Котельников. Он не исключил также, что Роспотребнадзор с помощью своего заявления попытался еще раз публично обосновать свой уникальный статус регулятора банковского рынка, не ограниченного в частоте проверок.

При этом участившиеся проверки со стороны Роспотребнадзора уже стали проблемой для банкиров. Так, в июле Ассоциация российских банков направила запрос в Генпрокуратуру о целесообразности столь частых проверок банков Роспотребнадзором. Как выяснил «Ъ», Генпрокуратура подготовила ответ, в котором подтвердила существование такой проблемы, а также инициировала обращение в Минэкономразвития с тем, чтобы откорректировать закон 294-ФЗ («О защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля и муниципального контроля»). Действующая редакция этого закона позволяет Роспотребнадзору проводить за три года проверки каждого филиала банка в различные даты вне зависимости от дат проведения проверки головного подразделения. В результате один и тот же банк (головной офис и филиалы) за три года фактически проверяется несколько раз (см. «Ъ» от 6 июля). В Генпрокуратуре «Ъ» сообщили, что будут учитывать эту проблему толкования существующей нормы.

Геннадий Онищенко заявил, что у Роспотребнадзора «вызывает непонимание позиция банков, в том числе ведущих национальных банков, которые вместо того, чтобы искать решения по повышению финансовой грамотности населения, по созданию позитивной кредитной истории на рынке потребительского кредитования, добиваются, в том числе и от Генпрокуратуры, поддержки в резком ограничении возможностей использования закона о защите прав потребителей».

Юлия Локшина, Светлана Дементьева, Екатерина Бородихина, «Коммерсантъ»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Введите текст комментария
Введите ваше имя