На главную Все материалы Из Почтового банка выбывают партнеры

Из Почтового банка выбывают партнеры

20
0

Амбициозный проект по созданию крупнейшего по размеру филиальной сети российского банка на базе «Почты России» продолжает терять партнеров. Вслед за ХКФ-банком об отказе от участия в конкурсе на право стать акционером Почтового банка сообщил Юникредит банк. По оценке банка, объем инвестиций достаточно велик — €300-500 млн, а на окупаемость проект сможет выйти не ранее чем через шесть лет. Два оставшихся претендента — Номос-банк и «Русский стандарт» — пока еще готовы участвовать в проекте, невзирая на эти риски.

Проект по созданию самого масштабного по количеству отделений банка в России на базе ФГУП «Почта России» и санируемого ВЭБом Связь-банка был одобрен в декабре прошлого года. Инфраструктура «Почты России» вдвое превосходит филиальную сеть Сбербанка — 42 тыс. отделений, что должно сделать банковские услуги более доступными для населения. Для реализации этого проекта был объявлен конкурс, в результате которого были отобраны четыре банка — Номос-банк, ХКФ-банк, Юникредит банк и «Русский стандарт». Бизнес-планы будущего Почтового банка участники должны были предоставить в ВЭБ до 15 июня. Ранее первый зампред правления ВЭБа Анатолий Тихонов оценивал стоимость создания Почтового банка в $5-10 млрд. Минимальное участие банка-партнера составляет 25% в капитале Почтового банка, но не должно превышать 50%.

Юникредит банк отказался от участия в создании Почтового банка, уведомив об этом Внешэкономбанк. «15 июня мы направили письмо руководству Внешэкономбанка, в котором объяснили свои мотивы отказа от участия в проекте»,— пояснил председатель правления Юникредит банка Михаил Алексеев. В ВЭБе сообщили, что получили бизнес-планы от всех трех участников, но не все из них подтвердили готовность участвовать в проекте в качестве инвестора.

Свой отказ от участия в создании Почтового банка в Юникредит банке объяснили длительным сроком окупаемости и масштабными инвестициями в проект. «Общие затраты на создание соответствующей инфраструктуры со стороны банка-участника мы оцениваем в сумму, эквивалентную примерно €300-500 млн, причем около половины этой суммы представляется целесообразным инвестировать на начальных этапах проекта — в первые четыре-пять лет»,— говорит Михаил Алексеев. По расчетам Юникредит банка, проект выйдет на окупаемость не раньше чем через 6 лет, а полный возврат инвестиций может быть достигнут примерно через 13 лет. Изначально заинтересованность в участии была основана на уникальной возможности быстрого вхождения в массовый сегмент розничного бизнеса через получение доступа к самой разветвленной розничной сети, вдвое превышающей сеть самого крупного розничного банковского игрока, пояснил господин Алексеев.

Напомним, что по итогам первого отборочного тура из заявок семи банков-претендентов были выбраны три — Юникредит банка, банка «Русский стандарт» и совместная заявка Номос-банка и ХКФ-банка. Однако в конце мая акционер ХКФ-банка PPF Group решила, что банк не будет принимать участия в проекте (см. «Ъ» от 27 мая). Такое решение было принято после более тщательного анализа рисков участия в проекте и затрат на его реализацию.

Таким образом, ВЭБу останется выбирать партнера из оставшихся двух претендентов, которые пока еще заявляют о сохранении планов по участию в проекте. В Номос-банке и банке «Русский стандарт» вчера сообщили, что отправили в ВЭБ бизнес-планы, но от дальнейших комментариев отказались.

Решение Юникредит банка выйти из конкурса до его завершения эксперты сочли закономерным. «При таких серьезных инвестициях риски действительно высокие,— говорит гендиректор ЦЭА «Интерфакс» Михаил Матовников.— Кроме того, доля в Почтовом банке должна быть менее контрольной, а в этом случае Unicredit group не сможет консолидировать результаты Почтового банка в собственных финансовых результатах, а отражать их лишь как инвестиции в ассоциированные компании». Более того, добавляет партнер BDO Денис Тарадов, при отсутствии контроля банк-участник не сможет в полной мере влиять на план развития Почтового банка. «А на протяжении стольких лет план может не раз и не два поменяться,— продолжает эксперт.— Подписываться на такие серьезные инвестиции с неопределенным будущим сейчас довольно рискованно, ситуация на рынке сейчас не располагает к таким долгосрочным вложениям». Впрочем, изначально было понятно, что проект не будет дешевым и риски его высоки, говорят эксперты. «В отношении Юникредит банка изначально возникал вопрос, зачем они заявили о своем желании участвовать,— говорит аналитик «ВТБ Капитала» Михаил Шлемов.— У банка более 80% кредитного портфеля — корпоративные клиенты, розница в основном развита в прайм-сегменте, и непонятно, какой синергетический эффект Юникредит банк мог бы получить от участия в Почтовом банке».

Юлия Локшина, kommersant.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Введите текст комментария
Введите ваше имя